Губернатор Орловской области Александр Козлов: «Мы не должны быть сырьевым придатком крупных регионов»
Губернатор Орловской области Александр Козлов в эксклюзивном интервью Агентству Бизнес Информации «Абирег» рассказал о текущем положении дел в экономике региона, планах по развитию в регионе перерабатывающих производств, а также о своей кадровой политике и взаимодействии с мэром Орла Виктором Сафьяновым.
Дата: 23.08.2010
«Работали в ручном режиме»
- Насколько эффективно, с вашей точки зрения, областное правительство справляется с кризисом? Где есть позитивные моменты, а где – проколы?
- На прошлый год пришлась самая активная фаза кризиса. И вы понимаете, что без диагностики ситуации в отраслях, в макроэкономике региона, без решительных действий исполнительной власти выбраться из него было бы невозможно.
Наряду с системной работой мы вынуждены были по ряду вопросов работать как пожарные, экстренно корректировать уже принятые решения. Я не могу сказать, что на 100% доволен реализацией наших антикризисных действий. И в части разработки стратегии подъема, и в части исполнения поставленных задач, и в части результативности принимаемых мер.
Не хочу оправдываться, но все же должен сказать, что нынешний кризис нес в себе довольно много специфических особенностей для России. Сказались накопленный дисбаланс экономики и недостаточная развитость рыночных институтов. Чтобы противостоять этому, нам пришлось работать «с листа», в ручном режиме. Кризис для нас и для регионального бизнеса стал школой.
Главное, что региональному правительству удалось не допустить экономического коллапса, подготовить платформу для развития. По предварительным итогам первого полугодия 2010 года, индекс промышленного производства составил 123% к уровню предыдущего года. Объем производства продукции сельского хозяйства составит 9 млрд. рублей, что выше уровня аналогичного периода 2009 года почти на 11% в сопоставимых ценах и на 24% в действующих ценах. К концу текущего года по осторожно оптимистичному прогнозу ожидается рост прибыли рентабельных предприятий на 5-7% к уровню прошлого года.
Очень важно то, что мы сумели в целом довольно организованно выйти из сложнейшей ситуации, в которую поставило наш АПК аномально жаркое лето. По урожаю зерновых рекорда прошлого года мы не повторим, это ясно. Но все же по такой погоде полученный нами урожай – это большая победа. Прежде всего – победа интеллекта. Потому что только современные знания, технологии можно противопоставить природным сюрпризам. К примеру, мы обрабатываем по современной технологии почти 70% почв. Установили жесткие требования к качеству семян, соблюдению всех тонкостей агротехники. И это дает результат.
«Мы готовим второй Орловский экономический форум»
- Какими методами областные власти планируют осуществлять господдержку ослабевших в кризис предприятий? На какой отрасли будет делаться упор?
- Заниматься нужно всеми отраслями! Не уделять чему-то внимания значит в перспективе окончательно это потерять: рабочие места, возможную доходную базу, нарушить кооперативные производственные связи. Например, если взять промышленный сектор.
Даже в 2009 году, в самый разгар кризиса, в структуре валового регионального продукта удельный вес промышленного производства составил 22,5%. Численность работников промышленных предприятий – около 58 тыс. человек. Это четвертая часть от всего числа работающих на Орловщине. Предприятия промышленного комплекса обеспечивают почти 30% налоговых поступлений.
К счастью, как я уже сказал, промышленное производство оживилось. По результатам первого полугодия объем отгруженных товаров собственного производства вырос на 17%. В обрабатывающих производствах рост на 23%.
АПК уверенно показывает положительную динамику. Мы проводим самую активную политику по развитию аграрного производства, вовлечению в него современного научного потенциала, отраслей переработки, продвижению на рынок региона продукции местного АПК. Она может давать не менее 15-20% налоговых поступлений в казну области. А дает пока около 8%.
- Как в этом участвует власть?
- Чтобы увеличить объемы реализации орловской продукции мы поставили задачу строительства мини-магазинов шаговой доступности по торговле мясом птицы, полуфабрикатами, выпечкой, мукой, крупой, бакалеей, молочной продукцией, напитками. Сегодня уже девять магазинов с торговой маркой «Родное село» работают в городе Орле и 14 - в районах области. Кроме того, в Орле во многих точках города работают ярмарки выходного дня, организованы сельскохозяйственные рынки.
Мы резко активизировали инвестиционную активность, изучаем каждое из поступающих в область инвестиционных предложений. Ведем работу по разработке паспортов инвестиционной привлекательности муниципальных образований с подробной ресурсной базой данных. Проводим ревизию имеющихся производственных активов и изучаем перспективы модернизации, освоения новых видов продукции. Широко презентуем регион в бизнес-кругах России и за рубежом. Формируем стратегию отраслевого развития реальных секторов экономики области с определением приоритетных направлений инвестиционных вложений.
Готовимся к проведению второго Орловского экономического форума – он откроется 1 октября 2010 года, – на котором будут заключены соглашения с российскими и иностранными инвесторами.
Для создания благоприятного инвестиционного климата и для достижения устойчивого экономического роста будем использовать весь спектр мер поддержки – от организационных до финансовых. Мы сейчас работаем над блоком законов, связанных с системой налоговых преференций для субъектов инвестиционной деятельности в регионе.
«Случайных людей под моим началом быть не должно»
- На территории Черноземья правительство Орловской области можно назвать наиболее стабильным в кадровом отношении. В отличие от соседей здесь не было громких отставок, более того – часть вашей команды работала еще под руководством Егора Строева. Намечаются ли перемены в ближайшее время? С чем связано такое кадровое постоянство?
- Думаю, не стоит относиться к кадровым перестановкам как к свидетельству нестабильности. Это нормальный, живой процесс. А критерии при оценке кадров у нас были обозначены сразу – это честность и компетентность. Случайных людей в администрации области быть не должно. Госслужащий для меня - это прежде всего грамотный менеджер, который чувствует себя членом команды, отвечающей за решение проблем и развитие своей области. Если такие люди работают на государственной службе, то и кадровое постоянство есть. К тому же кадровое постоянство в управлении регионом является отражением общественно-политической стабильности в области в целом.
- Очевидно, что региональная исполнительная власть при воплощении в жизнь своей стратегии зачастую сталкивается с прямым сопротивлением со стороны некоторых местных руководителей. Насколько сильно такой отпор мешает в работе и какими методами вы предпочитаете урегулировать спорные моменты?
- Да, такое сопротивление вполне возможно, особенно на начальной стадии формирования команды. Здесь важно понять причины, оценить насколько обоснованно это сопротивление – имеет ли оно конструктивную позицию или продиктовано непониманием, незнанием, страхом и иными причинам. И в каждом случае подход к решению проблемы должен быть индивидуальным. Однако переговорный процесс, конечно, является базовым. И к счастью, в подавляющем большинстве случаев его бывает достаточно.
- Как складываются ваши отношения с федеральной властью? Насколько развито сотрудничество с Москвой, в частности, по федеральным целевым программам?
- Такое взаимодействие есть, его принципы и формы весьма разнообразны. Оно включает в себя решение вопросов финансово-бюджетной сферы, антикризисных мер, стимулирования поддержки малого и среднего бизнеса, развития села, содействия занятости населения, переселения из аварийного жилья, реформирования ЖКХ, социальных программ, программ модернизации медицины и так далее. Федеральная власть максимально расширила спектр коммуникаций с субъектами по организационной и финансовой поддержке самых различных программ. Я требую от чиновников целенаправленной работы в этом направлении и оцениваю ее по конкретным результатам.
- По каким направлениям взаимодействие планируется расширять?
- Я считаю, что область должна развиваться комплексно, а сотрудничество с федеральной властью должно осуществляться по всему спектру целевых направлений. Сегодня, например, одно из приоритетных, стратегических – подготовка к 450-летию Орла, которое будет отмечаться в 2016 году. Вопросов здесь, которые требуют согласования с федералами, масса, и работать мы начали, что называется, на опережение, с запасом времени. Хотя, по большому счету, времени на раскачку как раз и нет. Первый этап прошли, считаю, успешно: есть все необходимые решения президента, премьера, создан оргкомитет по подготовке и проведению юбилея, в конце июля под руководством главы Минрегиона Виктора Басаргина прошло его первое заседание.
«Взаимопонимание с Сафьяновым было еще в ходе избирательной кампании»
- Довольны ли вы работой администрации областного центра и мэра Орла Виктора Сафьянова? Взаимопонимание достигнуто?
- Это взаимопонимание у нас сложилось уже на этапе подготовки февральской избирательной компании. Программа, с которой Виктор Сафьянов вышел на выборы, наполнена задачами, конкретными планами, ориентированными на скорейшее решение острейших экономических и социальных проблем города и его жителей. Эту программу поддержали горожане. И теперь ее необходимо реализовать.
Я как губернатор оказываю в этом поддержку, открыт для обсуждения всех вопросов развития областного центра. Срок практической работы мэра пока непродолжительный, но однозначно то, что оценка, которую ему дадут жители города, будет и моей оценкой.
«Мы не должны быть сырьевым придатком крупных регионов»
- Руководители региона, в том числе и вы, заявляли о необходимости наращивания объемов перерабатывающих производств в сфере АПК. Речь шла, в частности, о строительстве нового мясокомбината в Орле. Как продвигаются эти планы?
- Наша область не должна быть исключительно «сырьевым придатком» крупных перерабатывающих холдингов из других регионов. Без собственной переработки у сельского хозяйства очень расплывчатые перспективы. Оптимальный вариант – когда и производство, и переработка, и реализация продукции находятся в одних руках. Тогда, как я говорю, придет бизнес-удача.
Мы ищем способы стимулировать развитие переработки в своей области в любых формах: кластеры, кооперативы, малые мясоперерабатывающие предприятия, мини-заводы по производству молока и так далее.
Мы исходим из того, что наличие в регионе развитой индустрии переработки, с одной стороны, повышает инвестиционную привлекательность сельского хозяйства. С другой стороны, позволит удовлетворять покупательский спрос и ценовые предпочтения на продукты питания, изготовленные в области, а не только за счет экспансии иногородних поставщиков. Это позволит оставлять деньги и налоги у себя в регионе. В-третьих, собственная переработка могла бы полностью закрыть потребность наших бюджетных учреждений (больниц, школ, интернатов, детских садов) в продовольствии. То есть несколько миллиардов рублей, выделяемых на закупку для государственных и муниципальных нужд ежегодно, могли бы стимулировать спрос на продукцию местных товаропроизводителей. А это – налоги, гарантированная занятость, заработная плата, социальная стабильность. При этом мы полагаем, что ниша переработки универсальна, так как мини-производства привлекательны для малого и среднего бизнеса, а крупные объекты – в фокусе интереса крупных инвесторов.
Проект строительства мясоперерабатывающего завода в Орле обеспечит сотни рабочих мест, в том числе в сельской местности, прежде всего - в мясном животноводстве. Наряду с молочным животноводством это одна из тех отраслей АПК, которая испытывает наибольшие трудности в развитии в общероссийском масштабе. И современный молокоперерабатывающий комплекс мы тоже будем строить, по тем же причинам.
В текущем году реализуются такие важные в аграрной сфере проекты, как строительство элеваторов в Залегощенском и Мценском районах. Все направлено в конечном итоге на достижением обозначенной выше цели. Это обеспечит и увеличение поступлений налоговых платежей в муниципальные и региональный бюджеты, создаст условия для улучшения качества жизни на селе.
- Какие предприятия АПК будут скоро введены в строй?
В стадии завершения находятся три крупных инвестиционных проекта в животноводстве. В их числе – Знаменский СГЦ, уникальный в масштабах страны научно-производственный центр, который позволит ежегодно получать свыше 60 тыс. голов чистопородного племенного молодняка и 75 тыс. гибридных свинок.
Поэтапно вводятся в эксплуатацию мощности свинокомплексы на 108 тыс. голов ЗАО «Орелсельпром» в Мценском районе. В течение 2010-2011 годов ЗАО «Орелсельпром» планирует строительство аналогичного комплекса в Болховском районе.
«Мы ищем возможность начала промышленной разработки руды»
- На территории Орловской области расположен так называемый «хвост» Курской магнитной аномалии. Несколько лет назад на его освоение претендовало сразу несколько инвесторов. Каковы планы областных властей относительно данного месторождения и других полезных - в частности, нерудных - ископаемых на территории области?
- Действительно, по данным геологоразведочных исследований, область располагает различными видами полезных ископаемых, многие из которых в настоящее время промышленным способом не разрабатываются и являются резервными.
Руда в Дмитровском районе залегает на глубине 180-260 метров, мощность пласта составляет от 2,5 до 19 метров, содержание железа в среднем около 58%. Запасы бурых железняков в Верховском районе по геологическому строению и содержанию железа близкие к липецким рудам: глубина залегания - от 8 до 40 метров, мощность пласта - от 0,5 до 7 метров, содержание железа - около 42%.
Месторождения известняков и доломитов (карбонат кальция) находятся практически во всех районах области. Запасы белого чистого мела, а также белой глины (каолина) располагаются в Должанском районе, тугоплавкие глины - в Малоархангельском районе. Кроме этого имеются запасы бурого угля, фосфоритов, а также торфа, наиболее крупные месторождения которых находятся в Хотынецком и Шаблыкинском районах. Как видите перечень достаточно обширный.
Что касается упомянутых претендентов на разработку железорудных месторождений, по объективным причинам мне сложно комментировать то, что было несколько лет назад. Но в любом случае потенциал этого месторождения – в поле зрения областной власти, и мы ищем пути для начала его промышленной разработки.
Вместе с тем сегодня уже есть конкретные планы по использованию минерально-сырьевой базы области. В частности, в стадии практической реализации находится проект по строительству цементного завода, который будет работать на орловском сырье.
- Одним из наиболее проблемных участков на Орловщине, как и в других регионах страны, были дороги и ЖКХ. Есть ли планы по капитальной модернизации дорожной сети? Каково общее состояние жизнеобеспечивающих предприятий ЖКХ в Орле и районах области?
- Хочу вам сказать, что за последние полтора года мы сумели решить ряд наиболее острых проблем в этой сфере. Думаю, что жители области видят позитивные изменения, в том числе и в Орле.
В 2010 году запланировано увеличение расходов на ремонт автодорог в среднем на 23%, на их содержание - на 14%. В общей сложности в этом году расходы бюджета региона на содержание областных дорог составят почти полмиллиарда рублей. 146 млн рублей поступят из федерального бюджета. Средства немалые. В то же время их недостаточно. Мы будем делать все для привлечения федерального ресурса, в том числе кредитов под строительство и реконструкцию дорог, в объеме не менее 1 млрд. рублей.
В отношении ЖКХ могу сказать, что в 2009 году кризис не оказал значительного влияния на его функционирование в регионе. Предприятия сохранили коллективы, более того: отсутствовали факты перевода работников на неполный рабочий день. Срывов прохождения отопительного сезона не было.
В итоге объем услуг, оказанных предприятиями ЖКХ в 2009 году, возрос на планируемые 18% по сравнению с 2008 годом, а удельный вес рентабельных предприятий в общем числе предприятий отрасли за истекший год составил 84%. Практически все они работали в бездотационном режиме. Платежеспособность населения за жилищно-коммунальные услуги сохраняется стабильно на уровне последних лет – 97%.
В наших планах – ликвидация перекрестного субсидирования услуг различными категориями потребителей, что будет способствовать росту конкурентоспособности продукции региональных производителей во всех отраслях экономики.
Капитальный ремонт проведен в 743 многоквартирных домах, расселено 77 аварийных домов. Условия проживания улучшили более 45,5 тыс. человек. Мы продолжаем эту работу и в текущем году.
Подготовил Валентин Сергеев.
Материал Агентства Бизнес Информации «Абирег».