В храме Святой Живоначальной Троицы в городе Болхове начата роспись трапезной.
Дата: 30.11.2010
За плечами орловских мастеров Михаила и Ольги Никитиных большой опыт. Они расписывали храм Григория Неокесарийского в Москве, два храма в мужском монастыре, армянскую часовню в Орле, церкви в Хотынце, Мценске, Салтыках. Болховский храм - восьмой объект в их практике. Но, как говорит Ольга, он — особенный.
Ольга Никитина: «Вообще, это огромное счастье работать в настоящем старинном храме. Потому что очень часто приходится работать в «новоделах». Это чувствуется. Человек, связанный с церковной культурой, с церковным искусством, он очень тонко чувствует старину и вот эту намоленность, как сейчас говорят. Но вот самоощущение,… толщина стен, оконные проемы, вот эти все архитектурные детали: кокошники, своды, это все просто для художника,… это будит фантазию и вдохновляет».
Роспись Троицкой церкви будет включать шесть сюжетов Нового завета.
Ольга Никитина: «Это те чудеса, которые Спаситель совершил во время своей земной жизни. Люди, пережившие их, остались живы и оставили потом свои свидетельства о Христе. Это вот особенно ценно, и это очень близко современному человеку. Исцеление, воскрешение, изгнание бесов.
Работа художников - трудоемкая. Сначала наносится рисунок карандашом, потом уже красками. Сопряжена она и с определенными неудобствами: художник находится на высоте да еще с постоянно поднятой головой. Да и техника росписи особая.
Ольга Никитина: «Мы много думали, а не взять ли и расписать, поскольку строили храм ярославские мастера, не взять ли расписать в ярославском стиле? Но, во-первых, обе вот эти росписи, которые остались в четверике, они — росписи, не самого высшего периода искусства церковного — российского. Первая роспись ярославская -это уже упадок, это влияние Запада началось уже. Там и формы сами: одутловатые фигуры, такие тяжеловесные, лики темные. А мы хотим влияние Византии, более древний вариант, когда вот к нам только пришли первые византийские мастера».
О громадном объеме и сложности проводимых работ можно судить по тому, что площадь одного сюжета - девять квадратных метров. Все его участники выписываются в полный человеческий рост. Сюжеты будут размещены по периметру трапезной. Объединит их орнамент, который украсит оконные и дверные проемы. Рисунки выполняются акриловыми красками, которые стойко переносят мороз и мытье химическими средствами. По словам художников, они продержатся не менее 200 лет.